» Биография
» Библиография
» Тексты
» Рецензии, интервью, отзывы
» Фотогалерея
» Письма читателей
» Вопросы и ответы
» Юбилеи
» Гостевая книга
» Контакты

Правило 50 страниц: читать или не читать?

Недавно услышала о "теории 50 страниц": если книга не увлекла вас в течение 50 страниц, бросьте ее и никогда к ней не возвращайтесь. Так ли это? Должна ли важная, нужная книга обязательно увлекать? Или же некоторые вещи надо читать через "не хочу"?
                                                                                                    С уважением Алена С.

Действительно, бытует и такое правило.
Мне кажется, его придумали  книгопродавцы, заинтересованные не в том, чтобы люди больше читали, а исключительно в росте продаж.
Но давайте разберемся, насколько оно, это правило, универсально.
Учебник  можно читать по такому принципу? Нет, конечно. А классику, те книги, которые составляют  сокровищницу  мировой литературы? Тоже нет. Потому что, если им руководствоваться, ни «Войну и мир», ни «Улисса», ни «Дон Кихота» вы никогда не прочтете, а это – одни из самых великих романов всех времен и народов. Человеку образованному и культурному, тем более, имеющему отношение к словесности (будь то литература, журналистика или преподавание) не знать их даже как-то стыдно.
Конечно, в принудительном чтении нет ничего хорошего. Но ведь чтение – это не только удовольствие, это и труд, и даже своего рода искусство. И чем более человек начитан, тем менее он склонен пользоваться в оценке книги такими категориями, как «скучно – не скучно», «интересно – неинтересно». Начитанный, искушенный в литературе читатель  ищет в книге нечто иное. Для него чтение - не развлечение, а работа ума и души. 

Мы как-то уже говорили о том, что есть серьезная литература, несущая интеллектуальную нагрузку, и есть массовая, «досуговая». Правило 50 страниц больше всего годится именно для такой литературы, для всех этих книжек и книжечек в мягких  обложках, которые люди покупают, чтобы скоротать время в поезде, в самолете, на пляже. Вот тут – да, не понравились первые страницы, не захватили, нечего и время тратить, не жаль и выбросить (их, кстати, и принято оставлять там, где закончил читать).
С настоящей литературой так не поступают. Из книг, имеющих истинно художественную ценность, люди собирают домашние библиотеки, передают их по наследству детям и внукам, особо любимые не раз перечитывают на протяжении жизни. Круг авторов и список таких – настоящих и любимых  книг – у каждого свой, он, как и сама личная библиотека, формируется и пополняется на протяжении всей жизни человека. Но если вы еще так молоды и неопытны в чтении, что затрудняетесь с самостоятельной оценкой, обратитесь хотя бы к списку «100 лучших книг всех времен» (он есть в Интернете, и мы говорили некоторое время назад об этом и других подобных списках на сайте ИМХО).

Все это не значит, что нужно читать через силу. Если вы уже точно знаете про какую-то книгу, что это качественная литература, и, тем не менее, она вас не увлекает, это может значить: а) что лично вы еще не доросли до этого автора, этой книги; б) взяли ее не в самый подходящий момент, когда ваши мысли и душа настроены на что-то другое; в) это просто «не ваша» книга.
Во всех случаях надо просто отложить ее, поставить на полку, попробовать вернуться к ней в другое время. А может, и не вернуться никогда, в конце концов, всего прочитать не может никто.

Ситуация с современной литературой, конечно, иная, нежели с классикой, которая уже прошла отбор самим временем. Современная литература рождается на наших глазах, и именно нам предстоит дать ей оценку, которая, кстати, не обязательно будет верной. История литературы знает немало примеров, когда непризнанные современниками произведения  позже становились классикой.
Вопрос, таким образом, не в том, сколько первых страниц надо прочесть, чтобы понять, хороша ли книга, - 50 или 25 (бывает достаточно и первых 3-5 страниц). Вопрос в том, по каким критериям мы с вами выбираем книгу в книжном магазине, в библиотеке или на литературных сайтах в Интернете. Случайный это выбор, методом тыка, или осознанный, основанный на каком-то предварительном знании.
Сошлюсь на собственный опыт. Я вряд ли куплю книгу, если ничего не знаю о ее авторе. У меня есть любимые авторы, за творчеством которых я слежу, и обычно знаю о выходе у кого-то из них новой книги. Есть, напротив, нелюбимые, но их я тоже читаю, поскольку занимаюсь литературой профессионально.
Но и обычному читателю, который читает исключительно для собственного удовольствия, неплохо бы следить за книжными новостями, хотя бы по Интернету. Я как-то уже писала о том, что рекомендательными списками для чтения современной литературы могут служить лонг- и шорт-листы литературных премий. Если вы не знаете, что почитать, не уверены, качественная перед вами  литература или нет, загляните в  премиальные списки этого года, они помогут вам сориентироваться.
Другой принцип выбора книги связан с темой и жанром. Я, например, уже давно предпочитаю художественной литературе документальную, ту, что называют нон-фикшн – мемуары, воспоминания, дневники. В этом случае я могу и не знать автора, достаточно анонса, а лучше предисловия, которое обычно бывает в таких книгах.
Вот недавно прочла  трогательные и трагические воспоминания Людмилы Миклашевской «Повторение пройденного» (речь идет о первой половине ХХ века). Хотя до того, как эта книга попала мне в руки, я ничего не знала о ее авторе. А как узнала? Очень просто – мне ее порекомендовала подруга, литературному вкусу которой я доверяю. Это, кстати, тоже  важный принцип при выборе чтения – рекомендация знающего человека.
Но бывает и по-другому. Сейчас с трудом вчитываюсь в книгу Вячеслава Звягинцева «Трибунал для Иисуса». Написано тяжело, слог не блещет, приходится буквально продираться через «заросли» цитат, сносок, отступлений. Спросите: а зачем же вы читаете? Тема! Уникальная тема, которую мало кто пытался поднять. «Беспрецедентное научное исследование суда над Спасителем, навсегда изменившего ход истории человечества». Автор – юрист, и с позиций мировой юриспруденции разбирает суд над Иисусом Христом как реальное процессуальное действие. Интересно же!

Итак, если вас интересует автор как таковой, определенная тема,  конкретный жанр (детектив, фантастика, мемуары), если вам порекомендовал книгу человек, мнению которого вы верите, или вы прочли  анонс, который вас заинтриговал, - вы эту книгу выбираете. Если  не обнаруживается  ни одной точки соприкосновения с вашими личными предпочтениями, - не выбираете.
Конечно, бывают и совершенно случайные открытия, но редко. Лучше все-таки с умом и разборчиво искать в книжном море «свою» книгу.
А главный совет: читайте как можно больше, и тогда ваш вкус, ваша способность быстро и наверняка оценивать книгу сформируются сами собой. Не бойтесь прочесть что-то «лишнее»,  особенно, если вы готовитесь стать журналистом. Никакое знание, никакое впечатление не будет лишним для вас. Ведь человека ничто не образовывает так, как книга. В сущности, не мы выбираем книги, а они – нас. По тому, способны мы их прочитать или нет, нам и оценка – кто мы такие на самом деле. Можно даже перефразировать известную пословицу: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты».

Поиск



Новости
2017-11-10
Россия – Украина: «Патриотическая трагедия». Статья С.Шишковой-Шипуновой,написанная еще в 1993 году, оказалась актуальной и сегодня.

2016-06-21
В 6-м номере журнала "Дружба народов" за 2016 г. напечатана рецензия С.Шишковой-Шипуновой "Фейсбучный роман Сергея Чупринина".

2016-04-20
В журнале "Знамя" напечатана рецензия С.Шишковой-Шипуновой на книгу Г.Яхиной "Зулейха открывает глаза"