» » » » » » » » » » »
|
Попутное чтение
Светлана Шишкова-Шипунова. Десять правителей Кубани: от Медунова до Ткачева. — Краснодар: Книга, 2015.
Книгам о Горбачеве, Ельцине, Путине числа нет. А вот правителям, как сейчас выражаются, региональным такие жизнеописания если и посвящаются, то исключительно заказные — либо, как правило, коленопреклоненные, либо, гораздо реже, разоблачительные, но заказные тоже.
Что Светлане Шишковой-Шипуновой неинтересно. Совсем еще юной стремительно пройдя на Кубани путь к роли главного редактора краевой партийной газеты, убедительно, уже в постсоветское время, попробовав себя и в прозе, и в литературной критике, она в смене первых лиц видит часть своего личного опыта и показывает их такими, какими они запечатлелись в ее собственной памяти.
«Я присутствовала на том пленуме и хорошо помню это тягостное молчание, это тревожное переглядывание…»
«Пишу я эти строки, а сама невольно думаю о… своей матери».
Никакой безличности. Никакой отстраненности. Речь только и исключительно от собственного лица — без попыток как-либо завуалировать свою позицию и даже — для Шишковой-Шипуновой это принципиально — без обращения к архивам или по-нынешнему богатым ресурсам компромата. С полным доверием к себе и с полным доверием к читателям — что они подхватят, не смогут не подхватить, эту интонацию свободного (наконец-то свободного!) отношения к власть имущим.
И, помимо калейдоскопа тех, кто Кубанью правил в предштормовые, штормовые и штилевые десятилетия, на страницах книги сам собою возникает образ рассказчицы — сильной женщины, что по-женски снисходительна к натурам тоже сильным, что называется, харизматичным и многое, порою непростительное, готова им простить, но, опять же как женщина, искренне презирает прощелыг и слабаков на местном троне.
Хотя… И к харизматикам, и к калифам на час у автора один главный и общий на всех укор: невозможно же терпеть их «полное, высокомерное, длившееся годами пренебрежение к тому, от чего страдали, о чем сигнализировали, просили, чего требовали и ждали от краевой власти, лично от губернатора люди…».
Какая уж тут может быть снисходительность? Только негодование. И только печаль: «Боже, как грустна наша Россия!».
(Cергей Чупринин, "Знамя", №2, 2016 г.)
|
|