» » » » » » » » » » »
|
Осознание таланта
Издательство «Вече» выпустило биографию Дмитрия Хворостовского
Жанр биографий нынче весьма популярен. Героями таких книг чаще всего становятся писатели, учёные, политики… И крайне редко встретишь биографию человека из мира музыки, тем более – не композитора, а исполнителя, если это, конечно, не Шаляпин. Но тут как раз тот случай: Дмитрия Хворостовского называли «вторым Шаляпиным», лучшим баритоном мира, мега-звездой классической музыки. Даже странно, что биография его выходит только сейчас, спустя полтора года после смерти артиста.
Автор книги «Дмитрий Хворостовский. Голос и душа» – журналист и писатель Светлана Шишкова- Шипунова ставила своей целью не просто собрать воедино и обобщить все имеющиеся в открытом доступе материалы и свидетельства о жизни и творчестве великого оперного певца современности, но проанализировать тот путь, который привёл его к мировому успеху.
В книге три части. Первая, озаглавленная «Мальчик из Сибири. Осознание таланта», повествует о красноярском периоде жизни Хворостовского, его музыкальных родителях, его выдающемся педагоге по вокалу Екатерине Константиновне Иофель, первых шагах на сцене Красноярского театра оперы и балета, победах сначала на всероссийском, потом на всесоюзном и наконец на международных конкурсах вокалистов, с чего, собственно, и началась мировая карьера певца.
Вторая часть называется «Певец мира. Восхождение на Олимп» и посвящена тому периоду в жизни и творчестве Хворостовского, когда он уехал на Запад, обосновался в Лондоне и начал петь на лучших оперных сценах мира – в лондонском королевском театре Ковент-Гарден, Венской опере, нью-йоркской Метрополитен опера и многих других. В справочном разделе, прилагаемом к книге, названы около пятидесяти театров разных стран и континентов, в которых за свою тридцатилетнюю певческую карьеру выступал Дмитрий Хворостовский, спевший ведущие партии в десятках оперных спектаклей.
Заключительная, третья часть книги названа «Народный артист. Возвращение к истокам». Один из феноменов Хворостовского состоит в том, что, много лет живя и работая за пределами России, он сумел остаться абсолютно русским человеком, настоящим патриотом. Выступая с камерными концертами перед западной публикой, он знакомил её с русской культурой, пел романсы Чайковского, Рахманинова, вокальные циклы Георгия Свиридова, русские народные и даже военные песни. Он часто приезжал в Россию с концертами оперной и камерной музыки, но до начала 2000‑х его больше знали в кругах любителей и ценителей именно этих жанров. Всенародную известность и любовь принесли ему концерты военных песен, которые он на протяжении нескольких лет давал по всей стране в майские дни.
«С этими песнями Дмитрий Хворостовский фактически вернулся в Россию навсегда, хотя формально оставался жить на Западе».
На одной из презентаций книги «Голос и душа» автор говорила о том, что, по её ощущению, Хворостовский остаётся всё-таки недооценённым в нашей стране. Его ведь так никогда и не позвали в Большой театр. Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени наградили за два месяца до смерти. А в годовщину его ухода ни один телевизионный канал не показал ни концерта, ни спектакля, ни интервью, ни фильма. Лишь «Культура» в 3 часа ночи (!) дала концерт военных песен.
«Главной мотивацией в написании книги было именно это, – говорит автор, – чтобы знали, помнили, гордились. Другого Хворостовского у нас нет, и не скоро появится».
Елена Демьяненко,
Литературная газета (11 сентября 2019 г.)
|
|